ДЖОНАТАН СВИФТ Старая Англия сквозь уменьшительное стекло

(По роману Д. Свифта \»Путешествие Гулливера\»)
Великий английский сатирик Джонатан Свифт прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Жители Ирландии относились к нему с уважением и считали его своим защит¬ником. Именно тесное общение с бедными ремесленниками и сельскими жителями дало писателю возможность понять, что народ является создателем истории.
В известном романе \»Путешествие Гулливера\» Джонатан Свифт в виде сказки, но остро, сатирично описал жизнь, кото¬рая его окружала. \»Путешествие Гулливера\» — это рассказ о современной для писателя Англии в аллегорической форме. Свифт открыто показал, какими в действительности являют¬ся король, парламент, мораль и привычки представителей выс¬шего общества. Современники увидели в описании выдуман¬ной страны Лилипутии множество тонких намеков на анг¬лийскую общественность начала XVIII века. Например, чита¬тели легко угадывали в войне между Лилипутией и Блефуску напряженные отношения между Англией и Францией, в ли¬липутском императоре — короля Георга I, а также многих известных деятелей Англии того времени.
Свифт выдумал маленькую страну, чтобы легче было показать несовершенство государственных устоев Англии. Свифт как писатель-просветитель заявляет, что современная ему Англия — далека от идеала державы. Он сделал смеш¬ным лилипутского императора с его претензиями на миро¬вое господство. Сквозь физическую уменыпенность этих людишек острее проступают их жестокость, коварство и сытое довольство собой. Эти черты характера вполне соот¬ветствуют императорам и министрам. Например, на высокие посты в Лилипутии назначаются те претенденты, которые выигрывают в соревнованиях танцев на канате, а не те, кто честен, доблестен и честолюбив. Автор очень умело сравни¬вает лилипутскую политическую партию с лидерами анг¬лийской партии. Политики различаются между собою лишь высотой каблуков, зато ведут жаркую борьбу друг с другом. Еще одна пародия присутствует в этой части \»Путешествия Гулливера\» — высмеивание протестантской и католической церквей. Они уподобляются сектам, которые спорят, с какой стороны разбивать яйцо.
Гулливер, попав в Лилипутию, сразу же капитулирует: не сопротивляется, позволяет заковать себя в цепи, разговари¬вает вежливо, склоняет голову перед императором. Но любая власть не является справедливой. Гулливера обвиняют в измене, и лилипутское правосудие выносит приговор — ос¬лепить Человека-Гору. Гулливеру удается бежать. Свифт подчеркивает, что человек, который покорился обстоятель¬ствам, превращается в духовного лилипута. Это касается даже одаренных людей. К концу путешествия Гулливер приходит к выводу, что герои человечества — это те, кто борется с тиранией: \»С наибольшим удовольствием я ос¬танавливал взгляд на людях, которые уничтожали тиранов и узурпаторов, и на тех, кто освобождал угнетенный и обманутый народ\».
Никто так строго, как Свифт, не критиковал пороки тех, кто правит миром. Но писатель не видел той силы, которая могла бы преодолеть тягу к злу и насилию. Великий сатирик видел обнищание родной Ирландии и верил в простой народ, в его ум, честность, энергию. В современной Ирландии все происходит \»не по Свифту\», но это уже другая история.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.